Защита танка от кумулятивных снарядов

В современном танке до 60% массы приходится на броню. Это слоёный пирог из стали и керамики. Она усилена динамической защитой, которая нейтрализует кумулятивные и кинетические боеприпасы. И активной, которая сбивает их ещё на подлёте. И всё это непрерывно совершенствуется.

Защита танка от кумулятивных снарядов

Сразу после появления танков их броня очень долго не менялась. Это были тонкие листы, собранные на заклёпках и болтах. Военным этого стимпанка было достаточно два десятка лет. А потом буквально за пятилетку толщина и качество брони выросли в разы.

Что же заставило танки так резко растолстеть? Сейчас мы смотрим на броню первых танков и думаем: «Это несерьёзно. .

. » Однако именно это позволило переломить ход Первой мировой войны. Это в наше время танки конструируют в расчёте на то, что по ним будут стрелять такие же танки и артиллерия. Главным врагом первых машин была пехота, вооруженная винтовками и пулемётами.

Бронебойная винтовочная пуля с 200 метров пробивала 10 мм брони. А значит, для защиты экипажа хватало 12--17 миллиметров. Чистая арифметика. Тогда могли себе позволить ставить броню под прямым углом, просто потому, что так удобнее. Толщина её с любого ракурса была одинакова. Как у самого массового довоенного советского танка Т-26.

15 мм — что спереди, что сзади, что с боков. Он не создан для глубоких прорывов а-ля блицкриг в составе крупных соединений. Его призвание — индивидуальный террор. Т-26 рассчитан на то, чтобы прорвать линию траншей.

При этом спокойно выдержать обстрел оставшейся на флангах и в тылу пехоты. Что успешно и проделывал до определённого момента. Почему до середины 30-х годов ни у кого не появилось толковой противотанковой артиллерии — одна из загадок истории. Однако, именно по этой причине после Первой мировой войны долгое время продолжали клепать легкобронированные машины. Даже тяжёлый танк прорыва Т-35 имел во лбу корпуса 50 мм максимум. Видимо, хватало.

Только война в Испании показала, что времена изменились. Противотанковые пушки калибром 37 мм (и даже меньше) уверенно уничтожали весь существовавший модельный ряд итальянской, советской и немецкой бронетехники. Можно сказать, именно с этого момента соревнование брони и снаряда в танкостроении началось по-серьёзному. Танки наконец-то стали делать толще.

При сборке корпуса начали отказываться от заклёпок и болтов. Перешли на сварку и литьё. Изменился даже состав броневых сталей. По сравнению c противопульной, противоснарядная броня должна быть более вязкой. Ну, чтобы давать меньше отколов и трещин. Символом новой эры стал Т-34.

Он сконструирован по правилам, которые стали определяющими для советской школы танкостроения. Во-первых, максимально плотная компоновка узлов, чтобы защищать бронёй как можно меньший объём. Во-вторых — низкий силуэт.

И в-третьих — рациональные углы наклона брони. Благодаря им лобовая деталь корпуса толщиной в 45 мм работала, как вертикальная толщиной в 90. А противотанковые пушки довоенного периода не могли пробить даже 60, причём с близких дистанций. Машины с противоснарядным бронированием появились не только в СССР. Они были у англичан и французов. На последних, кстати, немцы обкатали технологию применения зенитных пушек против бронетехники.

Потому что орудие калибра 37 мм — основа их противотанковой артиллерии — не справлялось. В 1941 году началась Великая Отечественная война. В ней столкнулись две самые продвинутые на то время школы танкостроения — советская и немецкая. Их соперничество вывело бронирование танков на совершенно другой уровень. В начале гонки конструкторов самым защищённым танком вермахта был Панцеркамфваген-4, в модификации F. Лоб корпуса 50 мм, борта 30, корма 22.

У Красной Армии тяжеловесом был КВ-1. Лобовая броня и борта — 75 мм, корма 70. По концепции бронирование Панцера было более прогрессивным, дифференцированным. Однако не могло надёжно защитить от огня советских сорокапяток. Защита у КВ была архаичной, практически равномерной со всех сторон, как когда-то у танков с противопульным бронированием. Современной её делала толщина.

Даже борт и корму противотанковые пушки того времени пробивали с трудом. КВ был бронирован настолько хорошо, что ему уже в ходе войны срезали по 15 мм на бортах и 10 на корме. Но даже того, что оставалось, хватало для выполнения поставленных задач. Так появился КВ-1С.

Обеспечив себе преимущество на старте, советские конструкторы сосредоточились на совершенствовании технологии производства. Чтобы больше, дешевле, качественнее. И добились успехов. Установленный рекорд скорости сборки одной 34-ки — полчаса. В 43 году, на Курской дуге, немцы в качестве ответа выкатили танки нового поколения — «Тигры» и «Пантеры». Их созданием они наступили на горло собственной теории блицкрига.

И перестали делать машины для маневренной войны. «Тигр» и «Пантера» — это, скорее, специализированные истребители танков. Их подвижность и запас хода не позволяли ходить в рейды по тылам. Зато мощные орудия пробивали Т-34 и КВ на дальних дистанциях.

При создании новых машин немецкие конструкторы в какой-то мере откатились к концепциям времён Первой мировой. Пытались создать неуязвимый аппарат, который мог бы выехать на поле боя и просто всех убить. А ему никто ничего сделать не сможет. Только воевать он должен был не против пехоты, а против танков. Поэтому броню на свои изделия вешали соответствующую.

Машины получались практически неуязвимыми. Но очень тяжёлыми. Что интересно — немцы и в Первую, и во Вторую мировые войны, в результате гонки вооружений создавали самые большие танки. Сначала «Колоссаль» весом в 150 тонн.

Потом «Маус», который чуть-чуть не дотянул до 190. Оба были почти готовы, оба так и не воевали. Последним выдохом промышленности Третьего рейха стал Тигр-2. Некоторые считают его самым мощным танком Второй мировой войны. Лоб корпуса — целых 150 мм. В три раза больше, чем у самого защищённого немецкого танка в начале войны.

Борт и корма — 82. Всё под рациональными углами. Для большей прочности детали корпуса соединены в шип.

Масса изделия — 68 тонн. Советская армия заканчивала войну с танком ИС-2. Бронирование танка резко дифференцированное. Борта — 90 мм, корма — 60.

Зато лоб корпуса в модификации 44 года — 120 мм под углом 60°. Эта машина могла выдержать выстрел немецкой противотанковой 88-мм пушки. Сказать, кто был защищён лучше — Тигр-2 или ИС-2 — трудно.

Толщина брони — не показатель, в данном случае знаменитое немецкое качество давало сбой. При попадании снарядов она часто трескалась. Так что одной линейки в этом деле недостаточно. После Второй мировой войны у танков росла не столько толщина брони, сколько её качество. ИС-3, который потряс союзников на Параде Победы в Берлине, имел лобовую броню тоньше, чем ИС-2.

Но благодаря форме корпуса превосходил его по защищённости. Несмотря на потрясающие свойства нынешней бронетехники, многие говорят, что танкам конец. Другие говорят, что танки удар держат.

Похожие статьи